Проблемы финансирования энергосберегающих систем

21 февраля 2012

Что можно сказать о использовании энергоресурсов в промышленном производстве нашей страны в целом и о коммунальном секторе России, то это будет всего лишь одно слово – расточительность, низкая эффективность и высокая энергоемкость. Статистика такова, что в России расход электрической и тепловой энергии, а также первичных энергоносителей, таких как: газ, уголь, нефть в 3 – 5 раз превышают те же показатели, если сравнивать с Западной Европой и США. Даже, если не принимать во внимание отечественные климатические особенности, подобный разрыв можно объяснить в первую очередь доминированием в производственной и коммунальной инфраструктуре, и тем, что не только морально, а и физически изношены трубопроводы, котельные, теплоизоляционные и изоляционные покрытия, запорная арматура, электродвигатели, лампы накаливания и другие, это приводит к тому, что тратятся лишние природные ресурсы, повышается степень использования полезных ископаемых, которые повсеместно используются при переработке тепла в электроэнергию. В итоге можно сделать вывод, что мы отстаем от мировых ведущих технологий минимум на тридцать лет от экономически развитых стран.

Это положение, как проблему можно представлять в самых различных областях, таких как менталитет, экономика, технологии, управление, следует заметить, что все это в масштабах государства. Хоть существует необходимость, однако, это реализовать проблемно для нашей страны, необходимо выстраивать новую систему, используя стимулирование экономики, а также переход на новые материалы и технологии, которые, как правило, намного дороже стоят в сравнении с аналогам, которые устарели, но именно новинки позволят а разы снизить расходы ресурсов( вода, электричество, энергия) и обеспечить сбережение ресурсов и экономию в перспективном развитии.

Основной проблемой в переходе на новую ступень является то, что существует муниципальный уровень, на который возложены полномочия при решении достаточного числа вопросов при существующем законодательстве, это проволочки влияют на внедрение нововведений не лучшим образом. Можно выделить элемент проблемы – собственность отрасли разграничена, то есть эту собственность можно назвать дотационной и убыточной. Так, существующие ограничения при приватизации муниципальных энергоисточников в достаточной мере ограничивают частное инвестирование этой области экономики, так как инвестиций без собственности нет. Самое интересное, что инвестициями в данную область экономики, выделяемые на программы энергосбережения, в самом деле понимают средства разных организаций, имеющие возвратный характер, то есть на самом деле это кредиты, которые выдаются на условиях возвратности из полученной в перспективе прибыли или экономии нерастраченных средств, выделяемых на модернизацию материальных ресурсов. Именно поэтому существует необходимость разработка, а затем принятие положений о частных инвестициях, направленных в муниципальную энергетику. Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо добиться экономической заинтересованности инвестировать данную отрасль, а для этого должно появиться право частного инвестора на установление энергосберегающего оборудования на местных, муниципальных тепловых пунктах, источниках тепла, зданиях, при условиях сохранения права частной собственности на данное оборудование и дальнейшей возможностью взимать плату за его использование.

В настоящее время, согласно действующему законодательству, возможности появления новых частных энергоэффективных и энергосберегающих источников тепла не ограничиваются, к ним также можно добавить источники, которые используют тепловые сбросы промышленных предприятий и городов. Однако, распространение данного вида источников ограничивается возможностью продажи тепла муниципалитетам, то есть самим доступом к тепловой сети. Аналогичной, совершенно не решаемой проблемой можно назвать выработку компаниями и частными лицами электроэнергии – это также доступ к электрическим сетям, условием к этому являются условия передачи и подключения электроэнергии электросетям.

Для своего развития, государство, при осуществлении контроля естественных монополий, в том числе локальных, должно обеспечить свободу доступа к сети потребителя, а также свободу доступа к сети самих производителей электроэнергии. Это и должно являться основами для того, чтобы заложить в основу элементы конкурентной среды, после чего ввести ограничение тарифов, привлечение в отрасль реальных инвестиций, что поспособствует росту энергоэффективности во всем государстве.

Для достижения поставленных целей, необходимо привлекать кредиты для целей развития энергосбережения, для этого необходимо разработать решения по использованию этих средств. Так, программа по замене теплотрасс города для того, чтобы снизить тепловых потерь будет скорее рисковым предприятием для кредиторов, так как окупаемость такой программы при текущих ценах произойдет по средним меркам в течении десяти-пятнадцати лет. Другая программа же, которая позволит определять с помощью приборов нахождение участков тепловой сети, которые имеют максимальные потери и последующем реконструкции их на теплосети с улучшенной теплоизоляцией окупится в среднем за один-два года. Сама программа кредитования замены трубопровода тепловой сети, которая применяется в основном из-за коррозии и последующей заменой старых трубопроводов на новые с более качественной теплоизоляцией будет иметь срок окупаемости примерно в несколько месяцев.

К значительным же результатам довольно редко приводит прямое финансирование подобных мероприятий по улучшению энергосбережения. Как часто бывает, средства, которые выделяют на подобные цели тратятся, но при учете экономии средств, а затем отделения ее на отдельные счета не производятся, после чего найти сэкономленные средства невозможно. Все это говорит о серьезной коррупционной составляющей, свойственной Российской реальности, а именно это сказывается при расходовании бюджетных средств. Однако, единственное, что учитывают реально – уменьшение платежей при установке приборов учета от конкретных организаций.

Некомпетентность при использовании заемных и бюджетных средств, неэффективность при выполнении работ энергосбережения, при незаинтересованности штата персонала, а так же отсутствие должного обслуживания инновационного оборудования довольно часто могут обращать все достоинства нововведений либо на «нет», либо уменьшают достоинства применения коммуникаций и энергоэффективного оборудования.

При анализе расходующихся средств на конкретные цели показывает, что бюджетные субсидии лучше всего выделять в форме лизинга либо кредита с последующей выплатой процентов не в течении несколько лет, а минимумом должен стать срок в три-четыре месяца после выдачи средств. Как показывает практика, в самом начале нужно выполнять быстроокупаемые и малозатратные мероприятия энергосбережения, если не рассматривать возможности приватизации, такой метод оправдает себя. Частный владелец, который затратит свои средства для выкупа котельной, не будет задействовать на постоянное производство неэффективно работающую технику, а реформирует производство ради получения хороших результатов своей производственной деятельности, а также ради ликвидности собственности.

Яндекс.Метрика